Омск-47, ул. Славянская, д. 3 "А"
+7 (913) 965 57 77
+7 (983) 622 88 11

atamansha-msh@yandex.ru

Как нас найти   
                                   Иппотерапия в Омске 
 СКЦКИ "АТАМАН" 
                                 
Казачья джигитовка
в Омске
ВНИМАНИЕ!!!
Если вашему ребенку необходим
 бесплатный курс иппотерапии, 
мы ждем вашей заявки на включение его в базу данных. 
 Сделать заявку можно по контактам сайта,  связавшись с нами любым удобным для Вас способом.  


 
ДОРОГИЕ НАШИ РОДИТЕЛИ!!!
В связи с участившимися вашими вопросами, 
обращаем ваше внимание, что мы РАБОТАЕМ и с лежачими детками, и с совсем еще малышками (младше года), и с детками неконтактными в силу своего умственного или психического развития.
Не бойтесь начать!
Страшнее бездействовать, когда от этого зависит жизнь.



 



Лечебная (оздоровительная) верховая езда.

Прежде всего, высокой эффективностью и уникальностью реабилитационного воздействия, обусловленной одновременным положительным влиянием на физическую и психическую сферу пациентов. Не менее привлекательно и еще одно замечательное свойство иппотерапии: занятия иппотерапией с пациентами, как правило, сопровождаются положительным эмоциональным фоном, который распространяется и на время подготовки к занятиям, и на само занятие и длится еще некоторое время после его окончания.

Такой эмоциональный фон обусловлен радостью от общения с лошадью - прекрасным, сильным и добрым животным, с любимым инструктором, который близко общается, бережёт и обучает пациента. Кроме того, общение с коноводами, с другими взрослыми людьми, со своими сверстниками. И плюс ко всему: позитивное влияние от ощущения свободы и раскрепощенности, которое дает им простор манежа или летнего плаца, куда они попадают после вынужденного затворничества в четырех стенах своей квартиры. Известно, что положительные эмоции сами по себе целебны, а в сочетании с влиянием верховой езды этот эффект значительно усиливается.

Да и трудно воспринимать занятия иппотерапией как лечение! Ведь слово «лечение» вызывает у пациентов и их родных массу привычно неприятных, болезненных, тревожных ассоциаций, а лечебная верховая езда приносит им ни с чем не сравнимую радость и настоящее удовольствие. 

Иппотерапия как особая форма ЛФК (лечебной физической культуры)

Что же представляет собой иппотерапия - лечебная верховая езда? Где находится ее законное, логически обоснованное место в ряду лечебных и реабилитирующих методик и средств?

Нельзя не отметить безразличное отношение, даже игнорирование официальной медициной иппотерапии, как метода реабилитации и лечения, невзирая на столь широкое ее распространении во всём мире и растущую популярность. Не отвергая этот метод, но и не признавая его официально, высокие медицинские круги как бы закрыли доступ иппотерапии в «святая святых» медицины, наравне с другими полупризнаваемыми методами: экстрасенсорикой, колдовством, целительством и др.
Интересно, что подобное равнодушие медиков пока характерно для большинства стран мира, и тех, где иппотерапия уже давно получила широкое распространение и пользуется заслуженным признанием и, тем более, в странах, где этот метод находится на начальной стадии развития.

В итоге до сих пор в реестре не существует такой специальности как «инструктор по иппотерапии» (лечебной верховой езде, по ЛВЕ) и руководителям РЦ приходится ломать голову над тем, на какую должность можно оформить специалиста по ЛВЕ, чтобы тот имел полное право работать и легально получать заработную плату за свой очень непростой труд, ведь факты говорят о том, что в России иппотерапией занимаются уже более, чем в 125 городах!
Частично этот феномен можно объяснить тем, что результаты воздействия иппотерапии нередко бывают похожи на чудо, могут показаться необъяснимыми, почти мистическими, при этом бывает сложно чётко сформулировать и объяснить механизм воздействия ЛВЕ и её иногда неожиданно быстро наступившее, чрезвычайно заметное и ощутимое позитивное влияние на организм пациента в каждом данном случае.

Путём наблюдений, изучения острого влияния и отдалённых результатов воздействия ЛВЕ на организм занимающихся, а также учитывая мнение учёных, изучавших особенности влияния иппотерапии на занимающихся, с помощью современных научных методов исследования (д-р, мед..наук, профессор Цверава Д.М. с сотрудниками из Грузии, д-р мед. наук, проф. Сачков В.И. из Москвы, ДЭЦ «Живая Нить»), мы убедились в справедливости утверждения д.м.н. Цверавы и других учёных о том, что иппотерапия ближе всего подходит по применяемым средствам и результатам своего воздействия на пациентов к лечебной физической культуре, хотя налицо и существенные различия между ними.

Иппотерапия, (райттерапия, лечебная верховая езда, ЛВЕ) является действенным и универсальным методом лечения и реабилитации лиц с различными соматическими и психическими заболеваниями, расстройствами и отклонениями в развитии.

В то же время, по сути - иппотерапия - это не что иное, как одна из форм лечебной физической культуры, т.к. в её основе, как и в основе ЛФК лежит движение, но, всё же, форма особая, потому, что она использует такой необычный «спортивный снаряд», как живая лошадь.

Что же связывает иппотерапию с ЛФК и что разделяет их?


Как и ЛФК, ЛВЕ имеет далёкие исторические корни: Самые ранние упоминания о лечении с помощью движения и физической активности были найдены в китайских рукописях (2000 -3000 лет до н.э.), сведения же о пользе верховой езды, как целебного средства появились несколько позже, в трудах знаменитого античного врача Гиппократа (460 - 377 г. до н э, а).Та и другая были одинаково преданы забвению на долгие годы средневековья и вновь возродились: - ЛФК в конце XlX-го, а ЛВЕ в XX столетиях. Как любая форма ЛФК, иппотерапия это лечение движением, которое является естественной потребностью, естественным регулятором и стимулятором жизнедеятельности любого живого существа.
Нельзя себе представить жизнедеятельность человека, познание им окружающего мира, продвижение всего человечества по пути прогресса без движения, без мышечных усилий, без физической активности. 

Физическая активность - одно из необходимых условий жизни не только в биологическом понимании, но и в плане социального бытия и рассматривается как естественная биологическая потребность организма на всех этапах онтогенеза. Понимание механизма воздействия ЛФК на организм человека базируется на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений на человека. Эта концепция исходит из общепринятых положений нейрофизиологии о нервно-рефлекторном механизме воздействия физических упражнений и соответствует современным представлениям о системном уровне реакции организма человека на физическую нагрузку: Под влиянием физических нагрузок во всём организме происходит активная перестройка функций, а также функциональные и структурные изменения в отдельных органах и системах органов, а также в клетках их тканей. Современная физиология рассматривает любую деятельность человеческого организма, как функцию единого целого - совокупности физических и психических свойств во взаимодействии с окружающей средой.

Здоровый ребёнок развивается и познаёт весь окружающий его мир в постоянном движении, соприкасаясь с этим окружающим миром всеми частями своего тела, начиная от языка и только позднее познание с помощью рук, глаз и ушей начинает превалировать над познанием с помощью осязания, ощущения вкуса и др.
Ребенок, родившийся с нарушениями физического статуса неизбежно начинает отставать и в психическом развитии, даже при совершенно сохранном интеллекте. Причина этого отставания без сомнения тесно связана с недостатком физической активности, обусловленным болезнью, поэтому важнейшим фактором коррекции навязанного болезнью малоактивного, малоподвижного образа жизни является регламентированная, дозированная согласно медицинским показаниям, физическая активность.

Метод, использующий различные формы физической активности с целью лечебно -реабилитационного воздействия на больных, получил в России название лечебной физической культуры (ЛФК), в других странах этот метод называется кинезитерапией (лечение движением), теперь и «фитнесом».
Нозологический и органно-системный подход при решении вопроса об использовании ЛФК предусматривает различные её формы.

Основные формы ЛФК:

  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • лечебная гимнастика;
  • упражнения в воде;
  • прогулки;
  • ближний туризм;
  • оздоровительный дозированный бег;
  • упражнения из отдельных видов спорта;
  • спортивные игры;
  • лечебная верховая езда.

При выборе той или иной формы ЛФК, тех или иных упражнений следует придерживаться определённых правил:

а) интегральный подход к оценке состояния пациента с учётом всех особенностей его заболевания
(принцип нозологии);
б) очень точный учёт клинической и патогенетической характеристик недуга;
в) учёт возраста и уровня тренированности пациента;
г) чёткое определение терапевтических задач индивидуально для каждого пациента;
д)тщательный подбор специальных упражнений в зависимости от терапевтических задач;

При этом необходимо учитывать обязательные правила для занятий ЛФК -  
переход от простого к более сложному, от лёгкого к трудному, от хорошо известного к малоизвестному и неизвестному;

При этом необходимо соблюдение некоторых обязательных условий при занятиях любой формой ЛФК:
  • постоянный врачебный контроль за адекватностью и эффективностью физических нагрузок и их коррекция в случаях необходимости;
  • активное и сознательное (по возможности) участие пациента в процессе реабилитации (с массажем, медикаментозным, социально-творческим, психолого-педагогическим методами и т.д.);
Важнейшие задачи, которые решаются с помощью ЛФК - это:
  • противодействие отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной заболеванием и развитие физической активности;.
  • адаптация организма больного к нагрузкам;
  • содействие восстановлению нарушенных функций;
  • помощь в социальной и бытовой реабилитации, абилитации, адаптации;
  • формирование новых или восстановление утраченных функций.
Всё сказанное выше с полным основанием можно распространить на иппотерапию. Как одна из форм ЛФК, она обладает всеми возможностями ЛФК, на неё распространяются все условия использования метода, закономерности, требования, правила применения и предосторожности. Мало чем различаются показания и противопоказания к их применению.
Но, иппотерапия, как уже было сказано — это особая форма ЛФК и её «особость», специфика её воздействия на организм занимающихся напрямую связана с взаимодействием с «особым спортивным снарядом» - живой лошадью, мощным красивым, эмоциональным и ласковым животным, и на этом зиждется её основное и достоверное отличие от любых других форм ЛФК.
Очень важно понимать, что успех лечения и реабилитации с помощью ЛВЕ во многом зависит от созвучного взаимодействия двух живых существ, участвующих, а этом действе: пациента и лошади. Потому так важно правильно, оптимально подобрать пару «пациент -лошадь». Эта проблема является актуальной темой теории иппотерапии на современном и наступающем этапах.

Итак, в чём же состоит «особость» или отличие ЛВЕ, по отношению к ЛФК? 
Очевидно, что ни один из спортивных снарядов не возбуждает у пациента такую мощную разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: во-первых, пациент испытывает огромное желание сесть на лошадь, покорить её своей воле, но, при этом не уверен в своих возможностях и боится падения. Именно эта мотивация пациента, помогает достичь и подавления чувства страха, и одновременно уменьшения количества и амплитуды гиперкинезов (при ДЦП), что в свою Очередь даёт возможность обучить пациента правильному построению основного поведенческого фона, в т.ч. выполнению необходимых действий по управлению лошадью и самообслуживанию в быту.
Интерес к лошади, восхищение её красотой, радость общения с лошадью, удовлетворение и гордость от полученного опыта управления лошадью - это основа устойчивого положительного эмоционального фона который неизменно сопровождает занятия ЛВЕ, что далеко не всегда характерно для занятий другими формами ЛФК. Этот эмоциональный фон и сам по себе целебен. Но самое удивительное, уникальное свойство иппотерапии заключается в её способности одновременно позитивно воздействовать и на физический статус пациента, и на его психо-эмоциональную сферу. Это происходит потому, что иппотерапия оказывает воздействие на больного через два мощных фактора: психогенный и биомеханический (д.м.н. Рухадзе М.М.)

Влияние психогенного фактора складывается из эмоционального влияния общения всадника с лошадью, взаимодействие с которой, а тем более управление которой, дарят всаднику радостное и гордое чувство, ощущение победы, уверенности в своих возможностях. К этому добавляется положительное эмоциональное воздействие на пациентов, постоянно обитающих в домашнем заточении, непривычно большого пространства манежа, или плаца на открытом воздухе, присутствие там других людей, Очень важен позитивный фактор общения с добрым и надёжным инструктором, с которым очень интересно и не страшно ездить верхом, который нередко становится самым авторитетным и близким человеком для пациента. И, наконец, возможность общения со своими сверстниками, чего эти пациенты тоже, обычно, лишены. К этому добавляется заметное повышение рейтинга пациентов в глазах своих близких.

Влияние биомеханического фактора иппотерапии тесно связано со следующими моментами:

а) при посадке на лошадь и движении с ней, у пациента, как и у любого, в т.ч. и здорового человека резко перемещаются центр тяжести и точка опоры, а при движении на ней всадник испытывает колебания спины лошади в трёх взаимноперпендикулярных направлениях: вверх-вниз, влево-вправо и вперёд-назад. Всё это вызывает рефлекторные сокращения, практически всей мускулатуры всадника для сохранения равновесия, в том числе активно сокращаются и здоровые и поражённые болезнью мышцы, т.е. происходит резкое увеличение кровоснабжения и питания мышц, а, следовательно, и дальнейшая оптимизация жизнедеятельности всей мышечной системы;

6) благотворное воздействие мощной мускулатуры животного, которая при движении массирует поражённые болезнью атрофированные или слазмированные мышцы тазовой области и нижних конечностей пациента, улучшая в них кровообращение и прогревая их (температура тела лошади на 1,5-2 градуса выше, чем у человека.);

в) ритмичные и плавные движения шагающей лошади снимают напряжение, и возбуждение,
связанное с отклонениями в психике, успокаивают больного и уравновешивают его душевный
настрой;

г) шаг лошади по ритмическим характеристикам почти идентичен шагу человека и
«неходячий» пациент, сидя на шагающей лошади испытывает ощущения, похожие на ощущения
при собственной ходьбе.
Высокий терапевтический потенциал этого метода обусловлен его универсальностью, многоуровневостью и широтой его воздействия на пациента, что способствует общей комплексной активизации и мобилизации организма - физиологической, мотивационной, психологической, а также активизации познавательной сферы психики больного.
Можно привести ещё много примеров преимущества иппотерапии перед другими формами ЛФК. Но наша задача в другом - подтвердить мысль о том, что иппотерапия действительно является особой формой лечебной физкультуры и на этом основании должна занять своё законное место в обойме средств и методов лечения и реабилитации множества недугов, подчеркнув тот факт, что ЛВЕ особенно эффективна при использовании в детской реабилитационной практике с самыми тяжёлыми недугами, когда этот метод становится последней надеждой больного.

Коррекционное и развивающее воздействие иппотерапии на пациента

Мы уже рассказывали о двух основных, наиболее ярко выраженных действенных фактора при занятиях ЛВЕ, это эмоциональный подъем, радость от общения с прекрасным животным, ощущение эмоциональной взаимосвязи с животным и достаточно жесткие, требующие активной мобилизации физических сил и воли, условия езды на лошади. Именно это сочетание создает уникальную терапевтическую ситуацию. Известно, например, что в Германии был создан тренажер, полностью имитирующий вестибулярные и тактильные ощущения, возникающие при езде на лошади. Но оказалось, что эффект «катания» на такой «механической» лошади несравненно слабее и ощутимо уступает тем положительным изменениям, которые наступают при использовании «живой иппотерапии».

Как уже упоминалось, наиболее важным терапевтическим и развивающим фактором иппотерапии является одновременная активизация физиологических и психологических (мотивационных) усилий. Занятия иппотерапией, проходящие в эмоционально насыщенной атмосфере, в условиях непривычного простора манежа или открытого плаца сопровождаются, как правило, общим подъемом активности ребенка, повышением настроения, психического тонуса.
ЛВЕ способствует активному развитию моторики, а использование специальных упражнений во время езды на лошади - освоению сложных точностных движений (сочетанных действий разных частей тела), улучшению зрительно-моторной и слухо-моторной координации, равновесия, тренировке вестибулярного аппарата. Обычно у пациентов с моторными нарушениями при езде на лошади снимается или, по крайней мере, уменьшается боязнь собственных действий, чувство неловкости, беспомощности в движениях. У пациентов формируется, расширяется и уточняется образ собственного тела, представление о своём теле и его возможностях (известно, что у лиц с ограниченными возможностями движения субъективный образ собственного тела формируется крайне сложно, недостаточно отчетливо и полно).

Активизация познавательной сферы

Иппотерапия, способствует активизации познавательной сферы и психики ребенка. Необходимость постоянной концентрации внимания, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за лошадь (для более сохранных пациентов практикуется включение в индивидуальные планы занятий уход за лошадьми, помощь в чистке, кормлении, седловке), активизируют психические процессы. Расширяются представления ребенка о животных, об окру¬жающей природе и о его собственном месте в окружающем его мире. За счет этого, во время занятий ЛВЕ, отчетливо повышается способность больных детей к обучению, усвоению новых навыков и сведений.

Общаясь с лошадью, ухаживая за ней, больной ребенок получает яркий положительный эмоциональный заряд. Развиваются механизмы эмоционально-личностной регуляции, пациент получает возможность превозмочь свой страх, достичь успеха, одержать пусть небольшую, но победу, испытать гордость, почувствовать себя способным преодолевать трудности. Ведь у инвалидов, изолированных обычно в четырех стенах своих квартир, такого чрезвычайно важного для развития личности опыта в повседневной жизни ничтожно мало. В качестве отдельного терапевтического фактора иппотерапии можно выделить контакт со взрослыми специалистами (инструктором, коноводом), которые внушают ребенку веру в его силы, проявляя уважение, интерес и участие, готовность ненавязчиво помочь. Такие отношения повышают и социальную адаптацию, создавая условия для усвоения необходимых в общении навыков. Нельзя забывать также и о том, что для пациентов, как правило, изолированных в стенах своих квартир, подобный опыт чрезвычайно ценен.
Больным детям, которые вынуждены общаться в основном со своими близкими, возможность почувствовать себя частью коллектива выпадает очень редко. Поэтому во время групповых занятий лечебной верховой ездой к вышеописанным положительным факторам присоединяется получение опыта нахождения в группе, подчинения групповым правилам и интересам. У ребенка развиваются эмоциональные механизмы азарта и соперничества, а также включенности в групповую задачу, сопереживания другим членам группы, переживания общей радости.

Таким образом, упражнения и игры на лошади, общение с ней, индивидуальная работа инструктора с каждым пациентом стимулируют у ребенка желание и умение слушать, учиться и трудиться, дают ему возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания ребенка. При этом, пожалуй, самым ценным положительным сдвигом в результате занятий можно считать пробуждающийся у пациента активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своих скрытых возможностей и человеческой полноценности.

Помимо уникального и разнообразного опыта, приобретенного ребенком на занятиях, и позитивных изменений в его самооценке, очень важно изменение отношения родителей к своим детям.
Рейтинг ребенка-инвалида в глазах его родителей резко возрастает, когда они видят не немощное и полностью зависящее от них существо, а радостно возбужденного, смело и умело обращающегося с лошадью всадника, который на равных общается с окружающими.

КЛАССИФИКАЦИЯ В ИППОТЕРАПИИ

Предваряя эту главу, считаю необходимым подчеркнуть, что до настоящего момента в мире не существует единой Классификации и Терминологии в иппотерапии, одобренной и утверждённой Международной Федерацией верховой езды для инвалидов («FRDI»), хотя, до сегодняшнего дня сделано немало попыток создания подобной Классификации и некоторые из них достаточно серьёзны и широко используются.

Метод иппотерапии имеет достаточно длинную историю и на сегодняшний день распространён и признан, практически, во всём мире. Термин «Иппотерапия», является международным термином, обозначающим использование общения с лошадью, верховой езды на лошади и в упряжках в качестве средства лечения, реабилитации, воспитания, адаптации и интеграции.

В разных странах, кроме этого общего для всего мира термина «иппотерапия», существуют ещё и свои названия этого метода: «терапевтическая верховая езда», «адаптивная (реабилитационная) верховая езда», «экитерапия», «верховая езда для инвалидов», райдтерапия и райттерапия, «эквотерапия», «эквинотерапия» и другие.

Пионеры иппотерапии в России перевели этот термин на русский язык как: «лечебная верховая езда» т.к. буквальный перевод слова «иппотерапия» - «лечение лошадью» - звучит на русском языке не очень корректно. К этому термину в России привыкли, он постоянно использовался в выступлениях, публикациях и т.д., хотя он не совсем точен, т.к. понятие верховая езда» подразумевает обязательное пользование средствами управления лошадью, а мы знаем, что существует довольно значительный раздел иппотерапии, в т.ч. вольтижировка, драйвинг (езда в конных упряжках), в которых пациент сидит на лошади, но не управляет ею или управляет лошадью сидя не в седле, а в экипаже или повозке.

С распространением иппотерапии по РФ, спонтанно стали появляться другие названия, как правило, это термины, заимствованные из переводной специальной литературы (терапевтическая верховая езда, конная терапия, лечение с помощью лошади, адаптивная верховая езда и др.) Каждое из этих названий, очевидно, имеет право на существование и время покажет, какие из них останутся в употреблении в дальнейшем. Мы же в своих методических разработках, как и в предлагаемой «Классификации в иппотерапии» продолжаем придерживаться своего первого названия «Лечебния верховая езда» (ЛВЕ.)

Приступая к разработке своей российской классификации, мы внимательно изучили существующие, известные в мире классификации или модели, разработанными нашими коллегами. Сравнив их между собой и соотнеся с нашим семнадцатилетним опытом работы, мы попытались определить и выбрать модель наиболее близкую и подходящую для Российской иппотерапии и пришли к выводу о том, что в первую очередь это классификация наших французских коллег, которая и стала основанием для нашей классификации. Многое мы позаимствовали и из опыта наших грузинских, британских, немецких, польских, американских и других коллег.

Для удобства представления нашей классификации считаем необходимым познакомить читателя с некоторыми понятиями, которыми мы оперируем в этом представлении: Мы различаем несколько способов или видов использования иппотерапии.

Виды иппотерапии

Индивидуальные занятия: процедура, занятие, или урок иппотерапии подразумевает обязательное участие 4-х основных «действующих лиц», это пациент, инструктор по иппотерапии, коновод и лошадь. К ним, при необходимости, могут добавляться ещё 1-2 действующих лица (помощник инструктора, специалист (врач, педагог, логопед, инструктор по ЛФК или АФК и др.)

Групповые занятия: проводит один тренер, с группой из 4-6 всадников - пациентов, с каждым из которых работает помощник. Участие помощника целиком зависит от уровня подготовленности и умений всадников, которые подбираются, с примерно соответствующим друг другу уровнем. Помощник, в зависимости от возможностей и умений своего подопечного или страхует его и помогает ему управлять лошадью с помощью дополнительного повода или идёт рядом, вмешиваясь в процесс только при необходимости.

Конные походы на природу: (В условиях летних лагерей) проводятся по-разному с разными группами пациентов, с учётом умений и уровней физических и психических возможностей пациентов. Возможны много вариантов таких походов, в т.ч. с участием родителей, с привалами и чаепитием и т.д.

Прогулочная верховая езда

Игры и упражнения на спине лошади

Разрабатывать нашу классификацию мы начали с установления основного отличительного признака, характеризующего какую-то особенность метода, ориентируясь на которую можно было бы построить всю классификацию. Как и наши французские коллеги, мы сочли таким признаком фактор использования или неиспользования пациентом в процессе занятий средств управления лошадью.
Нельзя не отметить довольно остроумное разделение иппотерапии на активную и пассивную, в зависимости от использования или неиспользования средств управления лошадью, придуманное нашими аргентинскими коллегами, которые назвали классическую иппотерапию-иппотерапией пассивной, а терапевтическую верховую езду - иппотерапией активной.

Руководствуясь именно этим признаком, мы различаем следующие формы иппотерапии (рассказывая о формах иппотерапии мы вынуждены повторить некоторые, уже известные читателю характеристики её воздействия на пациентов).

ФОРМЫ ИППОТЕРАПИИ

I. «Собственно иппотерапия»

(шшотерапия по франц.классификации).
Занятия по «собственно иппотерапии» всегда только индивидуальные.
Пациент сидит на лошади без седла или в седле, держится или не держится за ручки гурта (страховочная подпруга), инструктор страхует пациента, один или с помощником, если больной тяжйлый (в прямом или переносном смысле) или условия для занятий не полностью отвечают требованиям безопасности.
Инструктор руководит всей процедурой, даёт пациенту посильные задания, предлагает и помогает выполнять различные упражнения, следит за состоянием пациента, руководит работой коновода и помощника. Если в процедуре участвуют специалисты, они также работают под руководством инструктора.

При этом пациент совсем не использует средства управления лошадью, но под руководством инструктора и с помощью остальных участников процедуры по максимуму пользуется целым набором психоэмоциональных и физических средств воздействия, которыми располагает лошадь, как стоящая, так и в движении:
Это, прежде всего, положительные эмоции, восхищение прекрасным, огромным, сильным и добрым животным, с которым приходится познакомиться пациенту, это и новые, незнакомые прежде люди, которые уделяют пациенту максимум внимания, столь ценного после привычного ограничения стенами и обитателями своей квартиры, проявляют к нему искренний интерес и участие.

Это очень сильная мотивация: одновременно страх перед лошадью, неуверенность в своих возможностях и огромное желание приблизиться к лошадке, сесть на неё, удержаться и не упасть, подружиться с ней, научиться управлять, самостоятельно ездить!

Это также испытываемые всадником при движении лошади ритмичные колебательные движения в трёх направлениях (вверх-вниз, вперёд-назад и вправо-влево), провоцирующие рефлекторные сокращения, и расслабление, практически всех мышц его тела, необходимые для сохранения равновесия и защиты от падения. При этом в активную работу включаются как здоровые, так и поражённые болезнью мышцы, чем обеспечивается заметное улучшение кровоснабжения и питания всей мускулатуры, а с ними и сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма пациента, что влечёт за собой серьёзные положительные физиологические сдвиги.
Это тепло, исходящее от тела лошади, температура которой в норме на 1,5 - 2 градуса выше человеческой, а при езде без седла мощные мышцы спины лошади интенсивно прогревают, массируют и активизируют кровообращение в поражённых мышцах пациента.

Это и правильный размеренный ритм шага лошади, который снимает патологическое возбуждение у пациентов с тревожной, неуравновешенной психикой или страхами и успокаивает их. Кроме того, ритмические характеристики шага лошади идентичны характеристикам человеческого шага и создают у «неходячих» пациентов иллюзию самостоятельной ходьбы.

Подобный вид использования лошади с целью получения реабилитирующего эффекта мы назвали «собственно иппотерапией»
«Собственно иппотерапия» - это форма иппотерапии, с которой, как правило, начинается применение этого метода для любого пациента. Но для части пациентов эта форма является лишь первой ступенькой к дальнейшему использованию других, более сложных форм иплотерапии, для остальных же, в соответствие с их психофизическими возможностями этот вид иппотерапии остаётся единственно приемлемым для довольно длительного процесса реабилитации. При этом, внутри этой формы каждый пациент, с помощью инструктора, конечно, имеет возможность увеличивать удельный вес иппотерапии в своей индивидуальной программе реабилитации с помощью усложнения и совершенствования умений пациента в этой формереабилитации.


II. Лечебная верховая езда» - ЛВЕ

(«Экитерапия» по франц-классификации) - это форма иппотерапии, основным отличием которой от «собственно иппотерапии» является использование пациентом средств управления лошадью.
Занятия по ЛВЕ могут быть индивидуальными и групповыми, но начинается «лечебная верховая езда» также с индивидуальных занятий.
При ЛВЕ индивидуальные занятия, как и при «собственно иппотерапии», реализуются командой из названных выше 4-х основных действующих лиц, плюс, при необходимости, помощники или специалисты.
К уже известным нам обязанностям инструктора, при ЛВЕ добавляется серьёзная и нелёгкая задача обучения пациентов с ограниченными возможностями верховой езде, управлению лошадью со всеми вытекающими отсюда сложностями, опасностями и трудностями. Эта задача решается поэтапно, постепенно, и эти этапы очень различаются как по содержанию, так и по времени, в зависимости от уровня физических, психических и других возможностей и особенностей пациентов.

1. Индивидуальные занятия: 
  • овладение азами управления лошадью; совершенствование умений в верховой езде;
  • постепенное усложнение, углубление и расширение умений в управлении лошадью, использование смены аллюров, элементов фигурной езды и др;
  • ознакомление с начальными элементами конноспортивных упражнений, их изучение,
  • совершенствование.
2. Групповые занятия проводятся при одновременном участии от 3-х до 6-ти всадников, (по
возможности с одинаковым уровнем умений в верховой езде и физическом развитии). Занятием
руководит один тренер, а помощники прикрепляются к каждому всаднику и, в зависимости от
уровня умений всадников, или страхуют его дополнительным поводом, или идут рядом со своим
подопечным, подключаясь к его действиям только в случае необходимости). Можно использовать
опыт создания групп из ребят с ограниченными возможностями с обычными детьми,
обладающими примерно равным уровнем умений в верховой езде и в физическом развитии.

Включение в программу занятий по ЛВЕ элементов из конноспортивных программ для инвалидов («Специальной Олимпийской Программы или Паралимпийской Программы).

Непосредственно к «лечебной верховой езде» можно отнести рекреационную или прогулочную верховую езду, которой обычно занимаются более сохранные пациенты, как правило, имеющие собственных лошадей и грумов или личных тренеров. Эти пациенты, в зависимости от их возможностей и умений ездят самостоятельно или под наблюдением тренера, и с помощью или без помощи (тренера, грума), в парке, в лесу, в поле.

III. Конный спорт для инвалидов - ИКС

Конный спорт для инвалидов - мощный фактор социальной и личностной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, это высшая ступень лечебной верховой езды. В мире существуют две олимпийские конно-спортивные Программы для инвалидов: Программа Специальной Олимпиады и Паралимпийская Программа составлены так, что позволяют принимать участие в тренировках и соревнованиях лицам, практически с любым видом физической или интеллектуальной инвалидности, давая при этом возможность соревноваться друг с другом спортсменам-инвалидам с примерно равным уровнем возможностей, что даёт участникам прекрасный стимул и уверенность в своих силах на пути к достижению победы. 

IV. Иные формы иппотерапии

Существуют и очень распространены ещё две формы иппотерапии, которые будучи непосредственно связаны с участием в них лошади, не связаны с верховой ездой, как таковой: 

А. Вольтижировка» (гимнастика на лошади)
Соревнования по вольтижировке, проводятся, как правило, внутри страны. Официальных или международных соревнований по вольтижировке, пока не проводят. Заниматься вольтижировкой могут только физически сохранные пациенты.
Занятия проводятся на специально подготовленной лошади (она должна обладать мягким ровным шагом или мягкой невысокой рысью, спокойным нравом. Лошадь управляется тренером с помощью корды (длинной, прикреплённой к оголовью прочной тесьмой или верёвкой) и длинного бича.
Для вольтижировки существуют специальные вольтижировочные сёдла, которые в России и зарубежом имеют различную конструкцию, но те и другие обязательно оснащены ручками, как правило, в области передней луки и петлями на углах задней части седла, за которые пациент должен держаться во время упражнений. Тренер водит лошадь по кругу, второй тренер или инструктор непосредственно руководит занятием, во время которого пациенты по одному выполняют заданные инструктором упражнения. Инструктор объясняет и показывает новые упражнения, страхует своих подопечных во время выполнения упражнений.
Во время занятий по вольтижировке пациент совсем не пользуется средствами управления лошадью, но иногда садится на лошадь (между упражнениями).

Б. «Управление повозками» (драйвинг) 

По этому, очень популярному зарубежом виду проводятся официальные международные соревнования, участие в них могут принимать пациенты, практически с любыми видами инвалидности, кроме инвалидности по зрению, возможно и при отсутствии слуха. Повозки для использования инвалидами отличаются от обычных двумя основными признаками:
1-й признак: в такой повозке оборудуется специально приспособленное место для посадки пациента, управляющего повозкой, или место для установки и закрепления инвалидного кресла, в котором будет сидеть пациент с вожжами в руках;
2-й признак заключается в обязательном наличии второго набора вожжей, необходимого для подстраховки пациента—возницы тренером, сидящим рядом с ним и наблюдающим за его действиями.
В этом случае пациент управляет лошадью или лошадьми, но не сидит на лошади, поэтому отсутствует факт верховой езды, хотя и присутствует факт управления лошадью.
К формам лечебной верховой езды, кроме названых выше условно можно присоединить игры и упражнения верхом на лошадях.

В. «Игры и упражнения верхом на лошадях»:

Этот вид JIBE чрезвычайно многообразен и обладает несравненно большим количеством различий, чем сходных признаков. Основной отличительный признак это пациент на лошади, коновод, инструктор и, как правило, не менее 2-х помощников. Содержание игр, необходимый инвентарь, количество участников, помощников, и т.д. варьируется в зависимости от замысла и содержания игры.
Для более конкретного ознакомления с предлагаемой нами классификацией представляем схему, в которой мы попытались обозначить зависимость и связь отдельных звеньев иппотерапии между собой и последовательность их перехода от простого к более сложному.



Мы не претендуем на роль нашей Классификации, как на «истину в последней инстанции и будем благодарны за дельные замечания, предложения и поправки, которые смогут послужить усовершенствованию данной Классификации или за создание более совершенной и удобной.